Вход в систему

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

В.В. Тирский

Уважаемые коллеги!

Спасибо за то, что несмотря на эпидемию гриппа и кризис в экономике вы нашли время прийти и приехать на нашу очередную XII конференцию для обсуждения актуальных проблем организации и качества российского образования.

Проблем в образовании не убавляется, а некоторые даже обостряются. К чему тогда все наши многолетние обсуждения и предложения, если «вертикаль власти» слабо на них реагирует или вообще не реагирует? Они нужны для формирования общественного мнения и проверки обоснованности собственных позиций. Жизнь рано или поздно пробивает верные пути сквозь косность, непонимание либо откровенное сопротивление некоторых властных структур и должностных лиц. Проблемы образования постоянно обсуждаются в средствах массовой информации и на страницах научных журналов. Все люди когда-то чему-то учились и считают себя вправе высказать свое отношение к образованию. Участники конференции, работающие в сфере образования, не просто «право имеют», но и обязаны обустраивать «свой дом» с учетом мировых тенденций развития образования.

Наиболее острые проблемы, на мой взгляд, следующие.

По-прежнему актуальны проблемы качества образования. Раньше говорили о модели специалиста, перешли на качество, затем на компетентность, теперь на инновации и креатив. Какие бы красивые слова мы ни придумывали, работодатели отмечают снижение уровня образования. Значит, что-то неправильно делаем.

Новеллы последнего времени – создание федеральных университетов, присвоение некоторым университетам названия «исследовательских», законодательное выделение из числа вузов Московского и Санкт-Петербургского университетов с правом создания своих стандартов, назначением ректоров Президентом России.

Сами по себе эти новеллы вроде бы целесообразны, но как реализуются?  Силовым административным путем, с чем нельзя согласиться. Когда-то приказным порядком объединяли и укрупняли колхозы с целью повышения культуры. Последствия для сельского хозяйства плачевны. Российская гигантомания и видимость успеха  заслоняют суть дела. А название «исследовательский университет»? Если это университет, то он изначально исследовательский. Иначе это не университет. Назначение ректоров университета Президентом России «хоронит» университетскую «вольницу» и укрепляет вертикаль власти.

Инновации и креатив с внешним администрированием несовместимы. Самостоятельность университетов с правом на свои стандарты и выдачу своих дипломов надо приветствовать и развивать, но не делать исключение для двух университетов, противопоставляя их остальному образовательному сообществу. Каждый вуз должен иметь право на свои стандарты и выдавать свои дипломы, присуждать ученые степени и звания. Это высвободит массу чиновников и значительно ослабит коррупцию в сфере образования. Для этого потребуется законодательная база, политическая воля, объективные, независимые от вуза измерители качества выпускников вуза и размещение госзаказов на подготовку специалистов по принципу «цена – качество».

Ориентация «вертикали власти» на искусственно укрупненные вузы понятна: чем меньше вузов, тем легче ими управлять, особенно в тех случаях, когда ректор назначается «сверху». Негосударственные вузы вынуждены будут объединяться в силу объективной необходимости, чтобы выдержать конкуренцию с крупными госвузами. Беда в том, что нет нормативной базы для объединения негосударственных вузов, расположенных в разных населенных пунктах. Система представительств по сути задушена и выдавлена из сферы образования. Филиалы в их настоящем варианте непосильны небольшим негосударственным вузам по кадровому потенциалу. Проблемы качественного обучения могла бы быть решена, если бы головному вузу разрешили направлять на места для встречи со своими заочниками преподавателей головного вуза для проведения занятий без открытия представительств. Это гораздо эффективней, чем дистанционное обучение, но пока нормативно не урегулировано. Согласно Конституции РФ можно все, что не запрещено законом, однако в России запреты устанавливают чиновники, что и ведет к процветанию коррупции, к удушению малого и среднего бизнеса.

Желаю участникам конференции смелых идей и предложений по улучшению качества образования. Выступления на «круглом столе» постараемся записать и включить в сборник в качестве материалов конференции.

Приглашаю на очередную конференцию, которая состоится в ноябре 2010 г.

Успехов в работе!

 В.В. Тирский